Interactive SMS  
SMPP

SMS-рассылки от 3 коп. за SMS!!!

    О проекте     Вопросы и ответы     Статьи     Архив     Утилиты     Программы     Обратная связь    

Японский i-mode по-русски: без лаптей, но с балалайкой


Свершившийся запуск всемирно известного японского сервиса i-mode российским оператором МТС оставил немало вопросов и у абонентов, и у контент-провайдеров, и у конкурирующих операторов: пользователи пока не знают, что за сервис этот i-mode, а фигуранты сотового рынка сомневаются в его перспективности. Да и сам эпитет "всемирно известный" звучит несколько нелепо при условии, что о "японском чуде" мы практически ничего не знаем. Попробуем расставить точки над "i" и ответить на чуть перефразированный вопрос "Ху из мистер ай-моуд?".


Круче Cheburashki


По определению, i-mode- это интернет-сервис для сотовых телефонов. С таким понятием, похоже, смирятся и в России, но на родине сервиса, в Японии, с этим словом связывают куда большее. Появившись 22 февраля 1999 года в сети оператора NTT DoCoMo, когда работавшие в собственном стандарте PDC японские сотовые операторы еще не предоставляли услуги на основе WAP, GPRS и сходных технологий передачи данных по радиосетям, i-mode стал для японцев главной мобильной забавой, образом жизни. Для аналитиков - это первый в рейтинге мобильный интернет-сервис. Vodafone Live, занимающий второе место, имеет немногим более 20 млн. абонентов. Такая популярность, выросшая всего за 6 лет, не снилась даже феномену Успенского - Cheburashke.
С момента запуска этого сервиса он ежедневно подключал 50000-60000 новых пользователей. Сегодня количество постоянных пользователей i-mode в стране восходящего солнца приблизилось к 45 миллионам, каждый из которых тратит на сервис в среднем 20 USD в месяц. Японский i-mode объединяет 4 600 сайтов на портале и еще 82 000 независимых интернет-ресурсов, в процесс вовлечено около 2 300 контент-провайдеров.
Успех сервиса вдохновил и других операторов: европейцев - на покупку лицензий на него у DoCoMo, американцев - на создание аналога японскому сервису, не мудрствуя лукаво, янки назвали его mMode. С 2002 года к i-mode братству присоединились сотовые операторы 11 стран, до конца 2005 их число достигнет 14. Однако европейцам, австралийцам и азиатам, взявшимся за японский сервис, до настоящего момента удалось подключить в сумме лишь 5 млн. абонентов - в 9 раз меньше, чем пользователей i-mode в Японии. Да и тратят на сервис европейцы меньше - от 8 до 13 USD в месяц. Хотя есть и положительная статистика: австралийский оператор Telstra недавно отрапортовал, что 87% пользователей его i-mode посещают портал более одного раза в месяц, в то время как для WAP-портала Telstra эта цифра колеблется в пределах 10-12%.


"i" всемогущий


Сайты i-mode имеют практически ту же функциональность, что и обычные интернет-ресурсы, поэтому даже не стоит перечислять то, что можно сделать с их помощью. I-mode в Японии - огромная площадка для бизнеса. Здесь, как и в рунете, покупают и продают музыку, холодильники и билеты в кино. В идеальном варианте, который впоследствии собирается воплотить и МТС, с помощью телефонов i-mode с функцией беспроводной радиоидентификации FeliCa можно будет рассчитаться в магазине, оплатить проезд на общественном транспорте, а также использовать трубку в качестве членской карточки клуба или ключа от электронного замка квартиры.
На сегодняшний день объем информационного пространства i-mode в России существенно меньше количества WAP-сайтов. Да и функции российского i-mode хоть разнообразны (к примеру, мобильный банкинг здесь уже реализован), но не настолько, как в Японии. Сегодня на портале i-mode от МТС можно найти сайты, для удобства сгруппированные в разделы, по темам: "Новости и погода", "Пресса и ТВ", "Спорт", "Банки и финансы", "Досуг и карьера", "Туризм и транспорт", "Товары и услуги", "Гид по городу", "Игры", "Мелодии и картинки", "Юмор и гороскопы", "Чаты и знакомства". В этом i-mode не так далеко ушел от WAP: сервис позволяет читать новости, гороскопы, заказывать билеты, смотреть и отправлять картинки, закачивать игры и мелодии, общаться в чатах и получать различного рода справки.
С одной стороны, сервис очень прост в использовании - одна кнопка с символом 'i' и пользователь уже смотрит на список сайтов. В то же время, купив, например, смартфон с WEB-браузером можно куда за меньшие деньги через GPRS просматривать в тысячи раз большее количество сайтов.
Японский i-mode состоит в основном из сайтов независимых, то есть не включенных в каталог оператора. Для перехода на них пользователю нужно просто ввести URL необходимого сайта, предлагающего cHTML-контент. Информация на этих сайтах не подлежит цензуре. По слухам, именно запрещенная в Японии порнография сыграла на руку DoCoMo и вознесла i-mode на вершину мирового рейтинга мобильных сервисов. Так вот в России, как сказал Дмитрий Шейнов, начальник отдела мультимедийных услуг МТС, цензуры также не будет. Правда, пока подписчикам сервиса доступен сайт журнала "Хастлер" с отличного качества фотографиями довольно пуританского характера.
Вседозволенность Интернета должна перенестись и на i-mode, вот только вирусов, как обещает господин Шейнов, не будет. Во-первых, в продаже пока нет смартфонов, поддерживающих работу с i-mode, а они и являются предметом вожделения вирусописателей. Во-вторых, весь трафик проходит через сервер МТС, на котором установлены современные антивирусные программы. Ну а в-третьих, i-mode не позволяет загружать файлы с расширением .exe, только привычные файлы java-приложений, изображений и текстовые документы.


Почитателям почтамта


Отдельного внимания заслуживает электронная почта, именно ее МТС позиционирует как технологический прорыв и конкурентное преимущество сервиса. Электронная почта в телефонах с i-mode позволяет отправлять e-mail как на другие i-mode устройства, так и на обычные компьютеры и PDA. Телефон i-mode подключен к сети через GPRS постоянно, и e-mail моментально доходит до адресата и отображается на экране. Каждому пользователю автоматически выдается адрес электронной почты вида 89161234567@imode.mts.ru. Услуга электронной почты в i-mode реализована по тому же принципу, что и любая web-почта.
Но! Вот тут-то и содержится главная загвоздка - объем одного сообщения не должен превышать 4000 символов латиницы или 2000 кириллицы. Это "но" отнюдь не возвышает почту i-mode над остальными мобильными решениями. Если превышается лимит объема, сообщение обрезается, а пользователь получает предупреждение о том, что часть информации будет утеряна.
Почтовый сервис позволяет отправлять почтовые сообщения с вложенными файлами (мелодии, картинки, видео и другие приложения). Максимально допускается вложение 10 файлов общим объемом не более 100 или 300 Кб в зависимости от модели телефона. Интересно, что фотоснимки, сделанные встроенной в телефон камерой, пересылаются в виде ссылки URL. Через десять дней ссылка работать перестанет - сервер чистится с завидным постоянством. Для борьбы со спамом пользователь может отказаться от приема e-mail от определенных адресатов, а также ограничить объем принимаемых сообщений.


I-mode типа "сделай сам"


Одной из причин особой популярности i-mode в Японии считают простоту создания сайтов для него. "При создании контента для i-mode провайдерам не нужно будет осваивать новую среду - все технологии перенесены из Интернета, достаточно просто адаптировать имеющиеся сервисы", - говорит директор по стратегии ОАО МТС Александр Горбунов.
Протоколы, используемые в системе i-mode близки к протоколам Интернета, для написания страниц используется язык Compact HTML (cHTML, иногда называемый iHTML), сокращенная версия HTML. В этом заключается основное отличие i-mode от WAP-протокола, для которого существует специальный язык WML. В дополнение к тэгам HTML в данном языке существует несколько специальных тэгов, предназначенных только для i-mode, например, тэг для установления связи или тэг, информирующий поисковые машины о том, что данная web-страница сделана для i-mode.
Однако для привлечения контент-провайдеров МТС ставит не сколько на технологию, сколько на бизнес-модель сервиса, по крайней мере, ту ее часть, что позволяет провайдерам контента свободно конкурировать (рейтинг сайтов создается исключительно на основе предпочтений пользователей) и почти не делиться с оператором доходами. В Японии, например, оператор берет около 9% дохода от предоставленных контент-услуг.
В России контент-провайдер будет получать около 80% от заплаченных абонентом денег за подписку на сайт. Комиссионные МТС составят около 15% абонентской платы за доступ к сайту. Для сравнения, от традиционных контент-услуг оператор получает около 50%. Также МТС будет окупать сервис за счет пропуска трафика - идет он по каналам GPRS, но будет тарифицироваться как WAP: 0,08 USD за 10 Кб с 8:00 до 22:00; 0,06 USD за 10 Кб с 22:00 до 8:00, а также в выходные и праздничные дни круглосуточно.
Кстати, цены, установленные на трафик нового сервиса в России, вполне сопоставимы с прайс-листами других компаний, внедривших i-mode. Примерно такая же стоимость услуг и у NTT DoCoMo, а в американском аналоге сервиса 2 Мб трафика стоят 12,5 USD (в России - 16 USD). Только вот уровень жизни в тех странах сильно отличается от нашего. "Мы позиционируем i-mode как сервис эксклюзивный и поэтому пока устанавливаем такие тарифы. С выходом в регионы и его более широким распространение мы, конечно, будем снижать цены", - сказал Василий Сидоров, генеральный директор МТС на церемонии запуска сервиса.


Не i-mode'ом единым:
Единственный действительно важный недостаток нового сервиса, который спешат отметить и аналитики и конкуренты - необходимость покупать новый телефон, а выбор таких аппаратов пока не только невелик, но и не блещет характеристиками: топовая из пяти представленных моделей имеет всего 24 Мб встроенной памяти.
МТС запустила i-mode, имея в "портфеле" телефоны только трех производителей: NEC, LG и Samsung. Однако список производителей телефонов с доступом к i-mode намного шире: практически все крупные вендоры могут сказать на этом рынке свое слово. На европейском рынке есть несколько моделей от Panasonic, Sharp и Toshiba, помимо азиатских производителей, к i-mode проявили интерес европейские и американские компании: Motorola, Nokia, Siemens.
На данный момент МТС выбрала только троих поставщиков. "Запуск i-mode с телефонами от трех производителей - это очень хороший показатель", - считает директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов, сравнивая грядущую премьеру i-mode в России с опытом вполне успешного запуска сервиса во Франции и Греции, когда операторы вышли на рынок, имея в багаже только один аппарат от единственного производителя.
Для того чтобы окупить затраты на недешевый сервис, МТС придется потратить много сил на обеспечение популярности i-mode, и ассортимент телефонов - не последнее условие в выборе абонента. Именно поэтому мобильный оператор на первых порах обратился к непрофильной деятельности - закупке и продаже телефонов. Продаваться трубки i-mode будут как в собственных салонах МТС, так и в магазинах группы компаний "Связной", объединяющей около 750 салонов цифровой техники.
Стартуя с телефонами всего от трех производителей, МТС рассчитывает, прежде всего, на то, что потребителей будет привлекать сам сервис, нежели терминалы, дающие доступ к нему. К тому же, при современной тенденции менять телефонный аппарат каждые 1,5-2 года, потребитель при прочих равных условиях скорее сделает выбор в пользу модели с дополнительной функциональностью - доступом к i-mode - считает руководство оператора. Производители телефонов обещают поддержать МТС новинками. "До конца 2005 года NEC представит в России как минимум десять новых моделей телефонов, среди которых будут и аппараты с поддержкой i-mode", - поделился директор российского представительства NEC Михаил Заскалет.

МТС растит контент-мускулы


Ставки на контент-проекты сделаны. Российские операторы с их падающим ARPU (average revenue per user, среднемесячным доходом с одного пользователя), определились со способом повышения инвестиционной привлекательности: "Билайн" запустил "Хамелеон", а "МегаФон" - "МегаФон PRO". МТС до последнего держал средний ARPU над уровнем "совсем смешно" за счет большого числа контрактных абонентов.
Запуск i-mode для крупнейшего оператора стал делом не только чести, но и денег - МТС ищет способ заставить абонентов тратить средства. Притом так, чтобы у них не было шанса отказаться от предложенной услуги - настолько ей следует быть хорошей. По собственным прогнозам оператора, к концу 2005 года число подписчиков сервиса должно исчисляться десятками тысяч, а в 2006-ом перейти на качественно новые величины - сотни тысяч пользователей.
Сбудутся прогнозы или нет, не берутся судить даже самые отчаянные аналитики. Сегодня они рассуждают в основном о преимуществах и недостатках i-mode. Ответ по умолчанию - "время покажет". Однако при любом развитии событий, за исключением повального увлечения "японским чудом", заветный уровень ARPU увеличить намного не удастся. По прогнозам, каждый подписчик сервиса будет тратить не менее 3 USD в месяц. В масштабах всей абонентской базы МТС, с ее малоговорящими регионами, сотни тысяч пользователей i-mode добавят не более 0,02 USD к средней выручке с одного абонента.
Так вот и получается: у русского сервиса есть балалайка - громкое имя, интересная технология и популярный контент, но лапти как экономическая составляющая как ни надевай - не прилаживаются.


Александра Крекнина, СОТОВИК

Еще о i-mode
  wlxml2xml & xml2wlxml  
Нужен ли сервис на сайте?
Да (774)50%
Нет (515)33%
Все равно (222)14%
gsm 7 (22)1%
Другой  

Предыдущие голосования
 
  Реклама  
sms2web - легкий путь стать контент-провайдером

 
  Новости-OnLine  

Архив Новостей

 
  Статьи  
 
  Статистика  
  • Посещений:15369925
  • Форумов:13
  • Тем:1367
  • Сообщений:6289
  • Пользователей:6043